Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русская учительница стала почётным гражданином эстонского города Кохтла-Ярве
12.02.2014
Бывшему директору средней школы № 2 эстонского города Кохтла-Ярве (сегодня это Ярвеская русская гимназия) и Ахтмеской семилетки педагогу Ольге Алексеевне Пивоваровой присвоено звание «Почётный гражданин Кохтла-Ярве», пишет «Инфопресс».
Ольга Пивоварова начинала свою педагогическую деятельность в Эстонии в послевоенные годы. В Йыхви она открывала первые классы с русским языком обучения. В посёлке Ахтме с нуля в бараке для бывших немецких военнопленных, где классной доской служил лист фанеры, окрашенный чёрной краской, и ученики писали на обоях, начинала она «строить» Ахтмескую семилетку, куда собрала детей от 7 до 17 лет: русских, эстонских, цыган. Школа стала для этих детей вторым родным домом.
В средней школе № 2 на её попечении находилось более 1600 учеников. Ольга Алексеевна возглавляла учреждение 33 года. Она полностью отдавалась своей работе, в которой самым главным считала любовь и внимание к своим ученикам.
«Повторись моя жизнь снова, я опять бы стала учительницей, — узнав о своём награждении, говорит Ольга Алексеевна. — Учитель — это моё призвание, это моя жизнь! Для меня очень дороги внимание, забота и любовь моих учеников. Почётное звание — это не только моя награда, а заслуга всех, кто работал со мной рядом».
Под ходатайством о представлении звания было около 70 подписей учеников Ольги Алексеевны разных годов выпуска.
Никита Захаров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»