Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вопросы преподавания русского языка обсудили в Душанбе
29.01.2014
Мастер-класс для преподавателей-русистов прошёл в Институте повышения квалификации Российско-Таджикского (Славянского) университета в Душанбе. Двадцать пять учителей русского языка городских школ познакомились с современными игровыми технологиями, обучающими стратегиями и приёмами обучения русскому языку, пишет сайт Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.
Основными трудностями, с которыми приходится сегодня сталкиваться национальным учителям при обучении русскому языку таджикских школьников, являются недостаточное количество учебных часов по русскому языку, отсутствие уроков литературы, недостаточная обеспеченность современными учебниками и доступа к сети Интернет.
Учителя приняли участие в дискуссии по проблемам преподавания русского языка в билингвальной среде. Затем был проведён мастер-класс по использованию мультимедийных средств обучения русскому языку. Также участники собрания ознакомились с новыми учебниками по русскому языку и литературе.
Напомним, что с 22 по 29 января в Русском центре Таджикского национального университета проходит зимняя Методическая школа русистики для преподавателей русского языка и литературы. Организатором мероприятия выступили Русский центр и факультет русского языка и литературы ТНУ.
В настоящее время в Таджикистане проживает около 50 тысяч русских. Формальный статус русского — язык межнационального общения.
Никита Захаров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»