Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В России откроется первая виртуальная школа русского языка для иностранцев. Она будет работать в Москве на базе Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина с 1 сентября. В будущем такие центры планируется создать по всей России, сообщает ИТАР-ТАСС.
«Сформирована программа для Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина как для головного центра. Минобрнауки выделило финансирование, позволяющее уже в 2014 году провести работы по созданию сети "Институтов Пушкина"», — пояснили в Министерстве образования.
По данным Минобрнауки, к проекту уже подключились более 20 российских вузов, каждый из которых реализует свой сегмент в рамках общей программы. До конца февраля их число будет утроено.
Институт имени Пушкина формирует сеть партнёров как внутри страны, так и за рубежом. Среди них не только организации образования и культуры, но и некоммерческие структуры.
Кроме того, активно идёт работа по созданию условий для возможной сдачи в странах СНГ Единого госэкзамена.
В феврале-марте Минобрнауки планирует начать информационную кампанию, с помощью которой можно будет узнать о проекте подробнее. Также в этом году начнётся создание бренда «Институт им. А.С. Пушкина» на базе уже существующего вуза.
Как сообщала информационная служба фонда «Русский мир», о создании «Институтов Пушкина», которым будет заниматься Минобразования, было заявлено в конце прошлого года. В идеале «Институты Пушкина» в виде программ и центров должны быть по всему миру и во всех крупных городах, и работа над этим ведётся.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»