Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Кирове появилась ассоциация учителей. Это региональное отделение общероссийской организации. Пока в него входит примерно 25 педагогов.
Желающие преподаватели могут также вступить. Необходимость в создании ассоциации появилась потому, что учителям приходится сталкиваться со множеством проблем. Преподаватель русского языка и литературы Елена Кузнецова рассказала, что теперь учителя смогут донести свое мнение до властей:
- Федеральные стандарты во многом не учитывают тех моментов, которые необходимы нам на уроке, а их нет. Поэтому они не реализуют до конца потенциал учителя и ученика. И, конечно, далеко не всегда способствуют, особенно в нашей образовательной системе, формированию нравственности, духовности ребенка.
Кроме того, многим учителям не нравится тенденция объединения русского языка и литературы в один предмет. В рамках работы ассоциации планируется создать единое информационное сообщество. Учителя смогут делиться опытом и узнавать новые методики. А еще получить больше правовой информации, которая касается их работы. В областном правительстве сообщают, что сегодня в Вятской гуманитарной гимназии обсудят деятельность регионального отделения.