Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Министерство культуры России готовит поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции», направленные на поддержку отечественных предпринимателей, занимающихся реализацией книжной продукции. Нормы новой редакции закона предусматривают предоставление федеральными учреждениями и организациями, подведомственными Минкульту, помещений для торговых точек предпринимателей, пишет газета «Известия».
Инициатором поддержки отечественного книжного бизнеса выступил премьер-министр Дмитрий Медведев, который 7 октября 2013 года поручил Минкультуры разработать меры по поддержке российских книжных магазинов, которые хоть и не показывают особых успехов в рентабельности, однако выполняют важные социальные функции.
В ведомстве пояснили, что поправки «направлены на разработку механизмов поддержки и предоставления льгот предпринимателям, занимающимся книжным бизнесом». «В частности, предусматривается выделение им помещений для ведения бизнеса», — добавил представитель министерства. Это поможет предпринимателям избежать трат на аренду площадей по рыночным ценам, из-за которых многие участники рынка книжной продукции просто отказываются от ведения бизнеса. Такие изменения призваны расширить книжное пространство, доступность и распространение книг.
В ближайшее время текст изменений к закону «О защите конкуренции» вынесут на общественное обсуждение.
Напомним, в конце ноября 2013 года на Российском литературном собрании Президент РФ Владимир Путин сообщил, что Россия уже не самая читающая страна в мире. В среднем, по словам главы государства, россияне читают 9 минут в день, и этот показатель уменьшается. Во многом это связано с развитием цифровых технологий и отходом от классических бумажных изданий. Спад интереса к литературе, по мнению Владимира Путина, привёл к снижению уровня культуры в обществе и искажению ценностных ориентиров.
Александр Кустов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»