Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Электронный университет «Университариум» будет продвигать русский язык
25.12.2013
РИА «Наука» и Агентство стратегических инициатив запустили электронный университет «Университариум». В нём представлены в свободном доступе «интерактивные курсы от ведущих преподавателей лучших российских вузов», сообщает сайт проекта.
На данный момент в «Университариуме» доступна запись на курсы «Поиск и выбор бизнес-идеи», «Химия — полезная и бесполезная» и «Графы и комбинаторика: от жемчужин теории к современным приложениям», которые читают преподаватели МГУ имени М. В. Ломоносова. В будущем предполагаются также курсы «Победитель кризисов в бизнесе», «Распознающие системы» и «История русского театра как история России».
Проект призван создать «сетевую межуниверситетскую площадку» и «обеспечить доминирование в электронной части российского образовательного пространства ведущих российских университетов». Это доминирование, в свою очередь, должно сформировать и сохранить «думающие и заинтересованные кадры» для российской экономики и промышленности.
Среди социальных функций «Университариума» — «сохранение национальной идентичности российского образовательного пространства» и «продвижение русского языка как одного из ведущих языков общения в зарубежных странах».
Наиболее крупной площадкой для онлайн-курсов является американская Coursera. В октябре на Coursera появились русскоязычные курсы от Высшей школы экономики, СПбГУ и МФТИ. В октябре же Минобрнауки предложило перевести в онлайн пятую часть всех вузовских курсов.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»