Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Минобрнауки решили, что нужно знать иностранным студентам в России
10.12.2013
Иностранные студенты, поступающие в российские вузы, должны будут знать русский язык, математику, физику, химию и основы маркетинга. Об этом говорится в подготовленном Минобрнауки документе, пишет газета «Известия».
— Требования сформированы для иностранных граждан и лиц без гражданства для допуска к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке. Это дополнительная подготовка и её сроки определяются каждым вузом в отдельности. Программы включают обучение иностранных граждан как русскому языку, так и другим общеобразовательным предметам на русском языке. Перечень изучаемых предметов определяется в зависимости от выбранной специальности, — пояснили в Минобрнауки.
Согласно рекомендациям ведомства, срок обучения иностранных абитуриентов для последующего их поступления должен составлять 52 недели (один учебный год), из них: 38 недель — аудиторные занятия, 4 недели — экзаменационные сессии, 10 недель — каникулы.
Документ был разработан в связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании», в котором указано составление подробного перечня требований к зарубежным абитуриентам. До этого нормы прописывались вузами индивидуально и регламентировались постановлением правительства.
На сегодняшний день в России работают 750 образовательных учреждений, где учится около 250 тысяч иностранных студентов из 150 стран. Свыше 40 тысяч из них получают высшее образование за счёт федерального бюджета. Минобрнауки планирует увеличить долю иностранных студентов с 2,3 % от общего числа до 10 % к 2018 году.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»