Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Общероссийский народный фронт обсудил вопросы образования и культуры
06.12.2013
Главная проблема сегодняшнего дня — резкое падение гуманитарного образования, в первую очередь в средней школе. Об этом говорилось в ходе «Форума действий» Общероссийского народного фронта, который прошёл в Москве, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы, сообщает сайт ОНФ.
Участники дискуссионной площадки «Образование и культура как основа национальной идентичности», среди которых были представители Фронта, доверенные лица Президента РФ, известные писатели, режиссёры, учителя, пришли к выводу, что причиной резкого падения гуманитарного образования является сокращение количества часов по русскому языку, литературе, истории. В результате в вузы приходят студенты, практически не знающие не только современную, но и классическую литературу, плохо ориентирующиеся в исторических эпохах да и изъясняющиеся на плохом русском языке.
Как заявила член Общественной палаты РФ Любовь Духанина, единственное, что может остановить процесс падения гуманитарного образования, — особое внимание к гуманитарным дисциплинам: «На форуме мы много говорили о необходимости создания фактически национальной программы по поддержке русского языка через увеличение часов его преподавания в школе. Наконец-то здравый смысл возобладал, и благодаря инициативе Владимира Путина в школу возвращается сочинение как одна из вариативных форм аттестации. Но нужно ещё продумать, в каком классе его вводить», — отметила она.
Напомним, на прошедшем недавно в Москве Российском литературном собрании Президент РФ Владимир Путин предложил пересмотреть школьные программы по русскому языку и литературе, увеличив количество отведённых на изучение этих предметов часов.
Любовь Духанина предложила расширять пространство школы, включая в образовательный и воспитательный процесс походы в музеи и выставочные залы: «Тогда будет создаваться особая среда, в которой ребёнок будет воспринимать этнонациональную культуру как свою, и через это начнёт формироваться национальная идентичность, любовь к родине».
Иван Крылов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»