Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учителя русского языка обсудили в Баку вопросы проведения олимпиад
29.11.2013
В Российском информационно-культурном центре в Баку прошёл семинар для учителей русского языка. На нём были рассмотрены актуальные вопросы преподавания, в том числе вопросы организации работы по проведению олимпиад и конкурсов в текущем учебном году, сообщает сайт представительства Россотрудничества в Азербайджане.
Выступая на семинаре, руководитель представительства Россотрудничества в Азербайджане Валентин Денисов рассказал о возможных новых подходах в организации республиканской олимпиады по русскому языку. Он акцентировал внимание слушателей на необходимости расширения географии возможных участников.
В ходе семинара его участники поздравили педагога комплекса «школа-лицей» Бакинского славянского университета Илаху Джарчиеву с победой в номинации «За сохранение богатства русского языка за рубежом» в конкурсе «Лучший учитель русской словесности зарубежья».
Как сообщала информационная служба фонда «Русский мир», в творческом соревновании принимали участие учителя русской словесности, работающие в школах с преподаванием на русском языке, а также учителя русской словесности, работающие в школах с преподаванием не на русском языке, из стран ближнего зарубежья. Итоги конкурса были подведены в Москве 18 ноября. Лучшими учителями русской словесности зарубежья стали преподаватель молдавского лицея имени Николая Гоголя Ольга Брижатюк и учитель Сновской средней школы из Белоруссии Инна Винник.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»