Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Минобрнауки рассматривает новые формы аттестации по русскому языку и литературе
27.11.2013
Среди вариантов - публичная защита выпускниками школ индивидуального проекта
Министерство образования и науки рассматривает новые формы аттестации выпускников школ по русскому языку и литературе. Не исключено, что она будет проводиться по результатам публичной защиты индивидуального проекта, сообщил на встрече с журналистами министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
"Ученики 11-х классов в течение нескольких месяцев будут выполнять проект по какой-то теме, связанной с русским языком и литературой, а потом оформят результаты своего исследования в виде сочинения. Далее будет проходить его публичная защита. Это поможет проверить как умение излагать свои мысли, так и выступать публично", - отметил министр.
Глава ведомства уточнил, что аттестационная комиссия должна состоять из учителей разных школ, "чтобы обеспечить максимальную объективность при оценке результатов индивидуального проекта".
Поручение о включении публичной защиты сочинений в школьные экзамены по русскому языку и литературе дал президент РФ Владимир Путин по итогам заседания президентского Совета по культуре и искусству, состоявшегося 2 октября.
Как в России оценивают качество образования
Рособрнадзор при содействии Минобрнауки намерен создать общероссийскую систему оценки качества образования. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов считает, что результаты ЕГЭ не должны быть главным и единственным показателем образовательной деятельности в регионах.
Кравцов пояснил, что в систему оценки "должно войти не только внутришкольное оценивание - тесты государственной итоговой аттестации и единого госэкзамена, но и централизованный мониторинг образовательных достижений обучающихся по программам начального и основного общего образования, мониторинг готовности учеников к выбору дальнейшей профессиональной деятельности и уровень социализации школьников".
"Необходимо будет также учитывать и мониторинговые исследования - национальные и международные, например, такие как - PISA и PIRLS", - считает заведующий лабораторией контроля и мониторинга в образовании института управления образованием Российской академии образования Игорь Вальдман.
PISA /Programme for International Student Assessment/ - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. PIRLS /Progress in International Reading Literacy Study/ - Международное исследования по вопросу изучения качества чтения и понимание текста в младшей школе.