Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Основная задача сегодняшних филологов — вернуть словарную культуры в массы и повысить тем самым качество образования. К такому выводу пришли участники круглого стола, который состоялся в ИТАР-ТАСС накануне Всероссийского дня словарей и энциклопедий.
Праздник словаря отмечается в России 22 ноября — в день рождения великого лексикографа, автора «Толкового словаря живого великорусского языка».
— Ученик младшей школы должен владеть базовыми элементами словарной культуры, а ребята средней и старшей школы — иметь навыки и потребность в обращении к словарям, — отметил генеральный директор некоммерческого партнёрства по содействию в поддержке и сохранении русского языка «Родное слово» Константин Деревянко.
В свою очередь завкафедрой языкознания Московского института открытого образования Ольга Дроздова обратила внимание на то, что современным школьникам необходимо прививать любовь к бумажным словарям и учить ими пользоваться: «Дети должны почувствовать, что обращаться к словарю — это очень интересно. Мы должны постараться сделать так, чтобы ребятам самим хотелось копаться в словаре, узнавать что-то новое», — сказала она.
При этом специалисты признали, что школьники всё реже обращаются к словарями, а ту или иную информацию ищут в Интернете, сообщает ИТАР-ТАСС.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»