Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Владимир Путин: Часы на русский язык и литературу в российских школах необходимо увеличить
22.11.2013
Президент РФ Владимир Путин предложил пересмотреть школьные программы по русскому языку и литературе, увеличив количество отведённых на изучение этих предметов часов. «Сегодня этим предметам отведено мало времени, несоразмерно их значимости», — заявил глава государства, выступая на Российском литературном собрании, сообщает ИТАР-ТАСС.
Отметил Путин и оскудение современного разговорного языка: «классическая литературная речь или богатейший народный колорит сегодня воспринимаются исключением». «А пренебрежение правилами родного языка — становится нормой. В том числе и в СМИ, и в киноиндустрии», — подчеркнул президент. По его словам, «всё чаще приходится сталкиваться с языковой безграмотностью и примитивностью. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать свои мысли».
Путин с сожалением отметил, что уровень владения русским языком среди молодёжи снижается, как и интерес к литературе. «Наша страна — некогда самая читающая в мире — уже не может претендовать на это почётное звание, — признал Путин. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки». И этот показатель имеет тенденцию к сокращению.
Однако Владимир Путин считает, что простым прибавлением количества учебных часов проблему не решить. «Огромную роль играют личность педагога, его талант, способность мотивировать детей к изучению богатства русского языка», — уверен президент. Он напомнил, что недавно в Москве прошёл учредительный съезд общероссийской Ассоциации учителей русского языка и литературы. Путин рассчитывает, что деятельность ассоциации будет способствовать возрождению престижа педагогов-словесников и поможет самим преподавателям донести до учеников великую значимость русского языка, а также его влияние на обретение ими своей идентичности, культуры речи и общения.
Как сообщала информационная служба фонда «Русский мир», в Российском литературном собрании, которое проходит в Российском университете дружбы народов, принимают участие писатели, критики, книгоиздатели, преподаватели русского языка и литературы, работники музеев и библиотек, театральных деятелей России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»