Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Проблемы дистанционного обучения языку Пушкина и Толстого обсудили русисты из разных стран
22.11.2013
Первый вебинар, посвящённый изучению русского языка за рубежом, провёл Российский новый университет (РосНОУ), сообщает портал «Русское поле». Он состоялся в рамках подготовки проекта Минобрнауки РФ «Разработка и апробация методологии формирования глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом».
К дискуссии подключились соотечественники-русисты из Германии, Греции, Латвии, Сербии, США, Чехии, Южной Кореи и других стран. Они обменялись мнениями о проблемах дистанционного обучения иностранным языкам. В частности, они предложили совместить проведение молодёжных лагерей с форматом «виртуальных площадок» по обучению русскому языку.
Представители университета рассказали о целях и задачах своего проекта, о том, кто может стать участником программы дистанционного обучения русскому языку за рубежом.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»