Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учителя русского языка и литературы объединились в ассоциацию
18.11.2013
Учредительный съезд Ассоциации учителей русского языка и литературы прошёл в Москве. В форуме приняли участие более 250 педагогов из 82 регионов, пишет «Российская газета».
«Основными задачами ассоциации станут восстановление роли русского языка и литературы в процессе воспитания детей дошкольного возраста и повышение роли учителей-словесников в формировании личности гражданина», — говорится в заявлении ассоциации. По мнению участников форума, «подобное объединение позволит качественно повысить уровень преподавания русского языка и литературы, а также помочь учителям отстаивать свои интересы». Как сообщала информационная служба фонда «Русский мир», ассоциация поможет учителям создать единую методологию преподавания русского языка и литературы в школе.
Председателем ассоциации избран учитель русского языка и литературы московской школы № 1400 Роман Дощинский.
Напомним, 6 ноября премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об образовании Совета по русскому языку при Правительстве РФ.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»