Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учителя русского языка и литературы объединятся в ассоциацию
12.11.2013
Учредительный съезд Ассоциации учителей русского языка и литературы пройдёт на этой неделе в Москве. Новая структура будет способствовать повышению уровня преподавания русского языка и литературы в школах, а также поможет учителям отстаивать свои интересы перед властью, пишет газета «Известия».
Планируется, что ассоциация поможет учителям создать единую методологию преподавания русского языка и литературы в школе, а также правильно понять недавно принятый закон об образовании. В Администрации Президента РФ подчеркнули, что в настоящее время ситуация с предметами «русский язык» и «литература» в школах плачевная, так как сокращается количество часов преподавания. Кроме того, есть нестыковки по времени изучения знаковых событий (к примеру, роман Льва Толстого «Война и мир» в школах проходят раньше, чем Отечественную войну 1812 года в школьном курсе истории).
Писатель Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты» и член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, считает, что создание ассоциации приведёт к появлению регулятора из специалистов, который будет решать насущные проблемы преподавания языка и литературы. Он подчеркнул, что «литература — это часть воспитания, в том числе и патриотического, поэтому неудивительно, что государство хочет создать объединение, которое поможет через образование решать и воспитательные вопросы».
Напомним, что 6 ноября премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об образовании Совета по русскому языку при Правительстве РФ.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»