Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Москве проходит олимпиада по русскому языку для школьников стран Балтии, Грузии и Южной Осетии
01.11.2013
В Москве состоялось торжественное открытие Х Международной олимпиады по русскому языку учащихся школ с русским языком обучения государств — участников СНГ и стран Балтии, Грузии и Южной Осетии. Олимпиада проводится с 28 октября по 1 ноября Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык на 2011–2015 годы».
Олимпиады по русскому языку учащихся зарубежных школ с русским языком обучения регулярно проводятся с 2002 года. Они являются важным элементом в процессе поддержания изучения русского языка в ближнем зарубежье, мотивирующим фактором изучения русского языка, средством повышения престижа профессии учителя русского языка и одним из способов поддержки соотечественников.
В нынешней олимпиаде принимают участие 104 учащихся старших классов. Это победители местных олимпиад, конкурсов и викторин по русскому языку.
Представитель Россотрудничества Наталья Подвойская, заместитель начальника управления сотрудничества в сфере образования, зачитала на торжественном открытии приветственное письмо участникам олимпиады от руководителя Россотрудничества Константина Косачёва. Были также зачитаны приветствия от специального представителя Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, президента Санкт-Петербургского государственного университета, президента МАПРЯЛ и РОПРЯЛ, академика РАО Людмилы Вербицкой, исполнительного директора Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ Армена Смбатяна.
Торжественное закрытие олимпиады и награждение победителей и лауреатов состоится 1 ноября во Всероссийском выставочном центре.
Наталья Романова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»