Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Пушкинский Дом пригласил учёных обсудить роль зайца в русской культуре
28.10.2013
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН проведёт в июне 2014 года конференцию «Философия зайца». Длинноухого зверя учёные предлагают исследовать как «один из наиболее прочно вошедших в культурный обиход современного человека бестиарных образов», сообщает сайт ИРЛИ.
К участии в конференции приглашены историки, лингвисты, литературоведы, этнографы. Среди предложенных направлений исследований — фольклор и мифология зайца, «заячья» лексика, иконография и иконология зайца.
Стимулом к выбору темы конференции стали слова министра культуры РФ Владимира Мединского, который, критикуя тематику финансируемых из бюджета гуманитарных исследований, упомянул исследование «Философия зайца», которого учёным ИРЛИ не удалось обнаружить. Тем не менее они считают, что «заяц — один из наиболее прочно вошедших в культурный обиход современного человека бестиарных образов. Мы слушаем в детстве сказки о ледяной и лубяной избушках и о теремке, танцуем с бутафорскими ушами на утреннике в детском саду, с увлечением читаем в школе стихи о сердобольном деде Мазае и прыгаем с Алисой в нору за Белым кроликом навстречу Мартовскому зайцу...». «Образы эти имеют право быть исследованы», — считают учёные.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»