Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Новый учебник истории укажет школьникам правильный путь
25.10.2013
К 1 ноября 2013 года должна быть сформирована окончательная версия «историко-культурного стандарта» нового учебника истории. После этого будет объявлен конкурс на написание учебника, который появится не ранее 2016 года. Об этом представители Российского исторического общества (РИО) сообщили на встрече с Национальной родительской ассоциацией, пишет газета «Коммерсантъ».
— Этот проект, по сути, первая в истории России попытка достижения общегражданского согласия по основным вопросам нашего прошлого, — сообщил представителям родительской общественности ответственный секретарь РИО, начальник аналитического управления Госдумы Андрей Петров. Он пояснил, что «историко-культурный стандарт — это скелет», на основе которого ещё предстоит написать учебники и «весь учебно-методический комплекс».
По словам Петрова, в современных условиях информационного общества учебник «не будет играть определяющей роли» и «станет навигатором», который будет иметь собственные электронные приложения и облегчать поиск нужной информации в среде мультимедийных ресурсов. То есть это уже не будет «учебник какого-нибудь одного автора». Создавать его будет команда, состоящая «из учёных-историков, методистов, учителей, родителей». Привлечены будут и писатели, умеющие сформулировать сложную мысль в одной строчке «ёмкими образными выражениями».
Наталья Романова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»