Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Тюмени пройдет конференция «Методика преподавания русского языка в вузе и школе»
25.03.2004
26 марта филологический факультет Тюменского государственного университета проводит областную научно-практическую конференцию на тему "Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в вузе и школе".
Как сообщили в отделе маркетинга и рекламы ТюмГУ, в числе обсуждаемых тем будут затронуты вопросы по ортологическому и лингвометодическому аспектам вузовского обучения, проблемы лингвистического анализа текста и проблемы преподавания риторики в школе.
По мнению тюменских филологов, тема преподавания русского языка на сегодняшний день очень актуальна. Ведь в последнее десятилетие в содержании обучения русскому языку произошли определенные изменения. В российских ВУЗах и школах перешли от единых программ и учебников к вариативным, что обеспечило и школе, и учителю, и родителям реальную возможность выбора средств обучения.
Кроме того, было обновлено содержание программ и учебников, в которых усилена речевая направленность обучения русскому языку, расширен спектр факультативных и дополнительных курсов, созданы условия для творческой работы школы и учителя, сотворчества учителя и учащегося.
Вместе с тем, по мнению специалистов, в преподавании и изучении русского языка в школе есть значительные трудности. Они обусловлены как объективными социально-экономическими факторами, так и определенными просчетами в методике обучения этому предмету.