Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
По мнению депутатов Госдумы РФ, только единые учебники по русскому языку и литературе позволят сформировать в России единое образовательное и культурное пространство
14.10.2013
Ввести в школах единые учебники не только по истории России, но и по русскому языку и литературе предложила депутат Госдумы РФ, председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Проект соответствующих поправок к закону «Об образовании» уже разработан, сообщает сайт ER.ru.
Парламентарий подчеркнула, что «вариативность учебников по истории, литературе и языку создаёт сегодня разобщённость». В этой связи крайне необходимо формировать общую базу учебной литературы. «Это важно для формирования единства образовательного и культурного пространства», — заявила координатор Патриотической платформы партии «Единая Россия».
«Ребята, которые живут в одном подъезде, но обучаются по разным учебникам, могут иметь совершенно противоречивые представления об истории, языке и литературе», в то время как единые учебники позволят сформировать единое образовательное и культурное пространство.
В 2013-2014 учебном году в список учебников для средней школы (5-9 классы), рекомендованный Минобрнауки, вошли около 20 линеек учебников по русскому языку, около 15 — по литературе и примерно столько же по истории России. В данный момент рабочая группа под руководством спикера Госдумы и главы Российского исторического общества Сергея Нарышкина и директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна занимается созданием концепции, на основе которой будет создана единая линейка учебников по истории России. Окончательный вариант концепции будет представлен Президенту РФ Владимиру Путину к 1 ноября.
Напомним, с идеей единого учебника по истории выступил Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в феврале 2013 года, отметив, в частности, что «учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований».
Ирина Яровая ещё летом 2013 года говорила о необходимости создания единой линейки всех школьных учебников, поддержав тем самым предложение главы комитета Госдумы по образованию Вячеслава Никонова, сообщает РИА «Новости».
Иван Крылов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»