Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Преподаватели МГУ помогут учителям русского языка из киргизской глубинки повысить свою квалификацию
10.10.2013
Более 50 преподавателей русского языка и литературы со всей Киргизии, в основном из отдалённых регионов республики, съехались в Бишкек, где для них пройдут семинары, мастер-классы и открытые уроки, сообщает «Голос России». Занятия, организованные Российским центром науки и культуры в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011–2015 годы, будут вести русисты МГУ имени М.В. Ломоносова.
Также организаторы предусмотрели обучение и для студентов — будущих преподавателей русского языка и литературы. Им расскажут о том, как найти индивидуальный подход к каждому из учеников, о новинках дистанционного обучения и о последних разработках в области лингводидактики.
«Мы планируем организовать курсы повышения квалификации и для тех учителей, которые преподают другие предметы на русском языке: историю, географию, обществоведение», — пообещал руководитель представительства Россотрудничества в Киргизии Алексей Зенько.
Всего уже более 800 преподавателей русского языка и литературы освоили современные методики работы.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»