Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вячеслав Никонов поздравляет учителей с наступающим профессиональным праздником
04.10.2013
Накануне Дня учителя, 5 октября, председатель правления фонда «Русский мир», глава Комитета по образованию Государственной думы РФ Вячеслав Никонов поздравляет российских учителей с профессиональным праздником. В поздравлении, в частности, говорится:
Дорогие друзья!
Уважаемые коллеги!
От имени Комитета Государственной думы по образованию сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником — Международным днём учителя!
Ваш неустанный труд является ярким примером искреннего общественного служения. Вы открываете перед учениками двери в увлекательный мир знаний о нашей планете и нашей стране, об истории и современности, о законах природы и императивах нравственности. Вы учите их добру и справедливости, верности и гуманизму, умению держать слово и отстаивать свою позицию.
«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное», — утверждал Лев Николаевич Толстой, и именно так по праву воспринимается миссия педагога и в нашем обществе, и в профессиональной среде. Труд учителя прославлен лучшими литераторами, художниками, кинематографистами, и их произведения навсегда запали в душу народа, ибо в памяти и сердце каждого человека хранятся образы любимых учителей.
История российской школы — это история преодолений и ярких побед: победы силы знания над тьмой невежества, прогресса над косностью, науки над суеверием. Даже в сложную эпоху общественных перемен наша школа смогла сохранить свои лучшие традиции и ведущие позиции в мировых образовательных рейтингах. И ныне, отвечая на вызовы XXI века, российские учителя активно осваивают и внедряют самые современные инновационные технологии и методики, модернизируют педагогические практики, открывая для учеников дополнительные творческие возможности и горизонты.
Новый закон об образовании ставит перед всеми нами серьёзные задачи по реформированию образовательной системы, повышению статуса и профессиональных компетенций учителей. Сфера образования — это не просто отрасль, здесь формируется интеллектуальный потенциал нации, закладываются основы развития нашей страны и жизненного успеха каждого конкретного человека, и потому эта сфера всегда должна оставаться в числе государственных и общественных приоритетов.
Благодарю вас, уважаемые учителя, за высокий профессионализм, бесконечную мудрость, огромное терпение и преданность профессии. Желаю счастья, здоровья, мира, благополучия и благодарных учеников!