Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Российских школьников ждут более качественные учебники
10.09.2013
В России вводятся новые, более жёсткие, требования к школьным учебниками и пособиям, разработанные в Минобрнауки РФ, пишет газета «Культура».
О том, что в школу попадают «некачественные» книги, сообщил глава российского образовательного ведомства Дмитрий Ливанов. «Нужна система, которая будет гарантировать защиту от этого. Неважно, сколько будет издательств участвовать, сто или десять, это совершенно непринципиально, важно, чтобы была чёткая система, которая бы отсекала некачественную и вредную для детей продукцию с точки зрения содержания и всего остального», — заявил Ливанов.
Напомним, что новый закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября этого года, ужесточает требования к школьным учебникам, входящим в федеральный перечень. Минобрнауки разработало проект новых требований к учебникам и порядку их экспертизы. По расчётам министерства, благодаря новым правилам список учебников, которые могут быть использованы в школе, сократится примерно на треть.
Варвара Кошкина, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»