Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Торжественная церемония награждения лауреатов ХIII Международного Пушкинского конкурса состоится в мэрии Москвы, пишет «Российская газета».
Организаторами этого конкурса являются «Российская газета» и департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы при поддержке МИД России и фонда «Русский мир».
В церемонии награждения примут участие и.о. министра правительства Москвы, руководителя департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черёмин, председатель попечительского совета конкурса, зампредседателя Государственной думы РФ Людмила Швецова, председатель комитета по образованию Госдумы, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, академик Российской академии образования Виталий Костомаров, руководитель Россотрудничества Константин Косачёв и другие.
Тема этого года — «Русский язык за рубежом: бедняк?.. богач?.. Как ближнее и дальнее зарубежье обогащает русский язык». По традиции имена лауреатов жюри объявило 6 июня — в день рождения А.С. Пушкина. В этом году в конкурсе приняли участие педагоги-русисты из 20 стран мира.
Победители в качестве официальных гостей примут участие в праздновании Дня города Москвы. Для них подготовлена интересная программа.
За 13 лет существования Пушкинского конкурса появилось 650 «пушкинских» учителей, которые возвращают интерес к русскому языку не только как к языку великой культуры, но и успешного бизнеса.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»