Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В День знаний, 1 сентября, в школьные библиотеки Киева поступили экземпляры книг «Сказки русских писателей», изданные представительством Россотрудничества на Украине и фондом «Русский мир», а также справочная и методическая литература, передаёт сайт Россотрудничества.
Как сообщала информационная служба фонда «Русский мир», в сборник вошло семь сказок русских писателей: А.С. Пушкина («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о медведихе»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек»), П.П. Ершова («Конёк-Горбунок»), Д.Н. Мамина-Сибиряка («Серая шейка»).
Кроме того, 1 сентября сотрудники посольства РФ и представительства Россотрудничества на Украине приняли участие в торжественных мероприятиях, проходивших во всех русскоязычных школах Киева, и поздравили учащихся с Днём знаний и началом нового учебного года. Во время встреч с руководством и педагогами киевских школ обсуждались вопросы реализации совместных проектов в сфере образования, определялись основные направления деятельности по более глубокому и всестороннему изучению русского языка, литературы, истории.
Варвара Кошкина, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»