Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Если в качестве первого иностранного языка в эстонских школах по-прежнему преобладает английский, то в качестве второго языка вместо немецкого учащиеся все чаще выбирают русский язык.
В 7с классе гимназии Густава Адольфа из 17 учащихся 11 человек хотят изучать русский язык и ни за что на свете не согласны заменить его на немецкий. «Россия у нас под боком, и этот язык нам понадобится», — поясняет ученик Рене Раттус.
По словам советника языкового отдела Министерства образования и науки Тыну Тендера, начиная с середины 1990-х годов популярность русского языка в школах с каждым годом растет, оттесняя немецкий язык на второй план.
Заметный рост
Сейчас в школах в качестве второго иностранного языка, все чаще предпочтение отдается русскому языку. Первым иностранным языком в большинстве школ по-прежнему остается английский.
Завуч тартуской гимназии Хуго Треффнера Айме Пунга также признает, что количество учащихся, отдающих предпочтение русскому языку, увеличивается из года в год. «Каждый год численность тех, кто изучает русский язык, увеличивается на 6-7 процентов», — говорит она. В нынешнем году из 539 учащихся гимназии Треффнера русский язык в качестве второго иностранного изучает 312 человек.
Председатель Общества учителей русского языка в эстонских школах Малле Линг отмечает, что родители уже интересуются возможностью открыть при школе кружок русского языка.
Вместе с тем она отмечает удивительный парадокс: несмотря на увеличение числа школьников, изучающих русский язык, уровень преподавания русского языка в школах падает.
По ее мнению, одна из проблем заключается в учебниках, пренебрегающих жизненными темами. «Эстонский ребенок, вероятно, умеет представиться и поговорить на темы, изученные по учебнику, — про Петербург, о своей семье, о Таллинне. Однако он затрудняется спросить дорогу или купить билет», — признает педагог.
В качестве государственного экзамена русский язык отваживаются выбрать только дети из русских семей.
Тот факт, что жизненно необходимые темы не представлены на страницах учебника, признает и учительница русского языка Гимназии Густава Адольфа Анне Рейнсалу.
«Учебники устарели и отстали от реальной жизни», — говорит она. «В Петербурге изданы хорошие учебники, однако министерство не разрешает ими пользоваться».
По словам советника министерства образования Тыну Тендера, повышению уровня владения русским языком в школах могло бы способствовать изучение его в качестве первого, а не второго иностранного языка.
Английский не пострадает
В этом случае вторым иностранным языком мог бы оставаться английский, уровень владения которым, по мнению Тендера, ничуть не пострадал бы от такого решения. Английский язык окружает нас со всех сторон (телевидение, Интернет и т.д.), поэтому он сам собой легко усваивается детьми.
Учительница английского языка гимназии Кристийне Аннела Лахт не согласна с предложением Тендера. «Английский язык очень важен, и его ни в коем случае нельзя изучать в меньшем объеме. Без знания этого языка невозможно устроится даже уборщицей в гостиницу «Олимпия», — считает Лахт.
По ее утверждению, требования госэкзамена по английскому языку уже соответствуют уровню английских спецшкол, поэтому изучение этого языка в школах должно продолжаться в прежнем объеме