Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В День знаний в Нарве откроется русскоязычная «Школа точных наук»
30.08.2013
Торжественная церемония открытия в Нарве «Школы точных наук» запланирована на День знаний, 1 сентября 2013 года.
Как сообщает региональное издание «Cеверное Побережье» организатором работы школы является НКО «Институт Пушкина» (Таллин), получившее материальную и политическую поддержку властей приграничного с Россией эстонского города.
Задача нового учебного заведения: дополнительное и углубленного обучение русскоязычных гимназистов математике, физике, химии. И хотя в большинстве здешних гимназий те же предметы и так преподаются на негосударственном, уже видно, что предлагаемый за символическую цену факультатив востребован.
Благодаря новой школе по интересам, нарвские гимназисты смогут дополучить в плане знаний то, что не получили в гимназии, как считается, из-за перевода ее на преимущественно эстонский язык обучения.
В муниципальном здании Нарвской хоровой школы (в прошлом – Йоальской школы) точным наукам выделены четыре учебных класса, плюс помещения для администрации. Новоявленный директор Александр Сутырин сообщил «Северному побережью», что за минувшие несколько месяцев, когда Нарва объявила о создании учреждения, ему поступило около 180 вступительных заявлений.
После открытия первым учебным днем в Нарвской школе точных наук станет 9 сентября. Занятия будут начинаться после 16.00 в будни и с 10.00 в субботу. Откроются группы для 10, 11, 12 классов по математике, физике, химии, а также русскому языку, то есть деление станут производить и по возрасту учеников, и по предметам обучения – на какие есть спрос.
- Так как сейчас госэкзамен по математике для всех, то из 180 подавших заявление человек 170 – на математику. Также много желающих на химию. Есть и на физику – там поменьше, но тоже достаточно, – рассказал Сутырин, отмечая, что некоторые гимназисты выбирают только один предмет, а некоторые – по два-три.
Обучение по одному предмету будет стоить родителям 3,60 евро в месяц. По договору с Институтом Пушкина Нарва контролирует и дотирует школу, выделив на ее работу до конца текущего года порядка 28000 евро.
- В расчет вошли расходы на заработную плату с налогами на 7,25 рабочей ставки: 5 ставок учителей, ставки секретаря и завхоза-уборщицы, 0,25 ставки руководителя, – об этом еще в марте рассказала член Нарвской горуправы Виктория Лутус.
Александр Сутырин сам является известным, очень успешным в Нарве преподавателем математики. Ясно, что немалая часть учеников пришла или отдана в новую школу точных наук, чтобы дополнительно поучиться именно у него. Однако директор говорит, что с таким количеством желающих ему одному не справиться: «Еще коллеги будут».
Если говорить конкретнее, то знаменитый учитель возьмет на себя в новой школе только 12-классников и при этом надеется, что ребят помладше и их родителей этот факт не разочарует: «Они (коллеги) не менее опытные, чем я».
Прежде основным местом работы Сутырина являлась Нарвская гуманитарная гимназия. Там теперь у него рабочих часов осталось несравнимо меньше.
- Год отработаем – потом будет видно, что еще можно придумать. Некоторые идеи уже есть, но еще посмотрим, – говорит педагог о новом начинании.
Напомним, что за идею об открытии школы точных наук высказалось Нарвское горсобрание, формально получившее соответствующее предложение от «Пушкинского института». Председатель горсобрания Александр Ефимов в своем комментарии напоминал, что Нарва давно борется за то, чтобы у ее гимназистов был выбор языка обучения. Правительство отвечало на ходатайства города отказами, и также теперь невозможно по закону открыть частную гимназию с русским языком преподавания.
- Сложилась такая ситуация, – считает Ефимов, – что наши девятиклассники опасаются или не желают идти в гимназию в связи с тем, что 60 процентов обучения там будет вестись на эстонском языке. Поэтому необходима помощь русскоязычным детям Нарвы. Создать такую школу по интересам – это сейчас единственная реальная возможность дать им дополнительное обучение на русском языке по тем предметам, которые они не смогли получить на русском языке в муниципальной школе.
В то же самое время завотделом общего образования Министерства образования и науки Эстонии Ирене Кяосаар высказывалась с непониманием нарвской идеи.
- Обучение математике на эстонском языке не является обязательным ни в основной школе, ни в гимназии. В государственной учебной программе определены пять предметов, которые обязательно преподаются на эстонском: эстонская литература, история, обществоведение, музыка и география. В отношении остальных предметов школы выбирают сами, – сказала Кяосаар. – Исходя из обратной связи нарвских школ, у министерства есть информация, что реальные предметы там по-прежнему преподаются в основном на русском.