Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Итоги X юбилейной международной конференции «Пушкинские чтения – 2005»
30.06.2005
6 июня 2005 г. в Ленинградском государственном университете им. А. С. Пушкина состоялась Х юбилейная международная научная конференция "Пушкинские чтения – 2005". В течение десяти лет филологический факультет этого молодого российского вуза проводит "Пушкинские чтения": 6 июня – неизменная дата встречи учёных, интересы которых связаны с вопросами современного языкознания, лингводидактики, литературоведения и культурологии.
С каждым годом конференция "Пушкинские чтения" приобретает всё большую известность не только в России, но и за рубежом. В этом году ЛГУ им. А. С. Пушкина принимал гостей из 40 городов России, 18 стран ближнего и дальнего зарубежья. Конференция "Пушкинские чтения – 2005" объединила усилия более 300 учёных-гуманитариев.
На конференции "Пушкинские чтения – 2005" было проведено пленарное заседание, 5 секционных заседаний, в рамках которых работало 11 подсекций.
К началу работы конференции было подготовлено 4 сборника научных статей.
Лингвистические и методические аспекты системных отношений единиц языка и речи: Материалы Х юбилейной международной научной конференции "Пушкинские чтения" (6 июня 2005 г.) / Сост. и отв. ред. Н. Е. Синичкина. – СПб.: САГА, 2005. – 528 с.
Пушкинские чтения – 2005. Материалы Х международной научной конференции "Пушкинские чтения" (6 июня 2005 г.) / Под ред. Т. В. Мальцевой. – СПб.: САГА, 2005. – 416 с.
Поэтика повседневности. Фольклор. Художественная литература: Материалы Х международной научной конференции "Пушкинские чтения – 2005" (6-7 июня 2005 г.) / Отв. ред. И. А. Манкевич. – СПб., 2005. – 156 с.
Феномен повседневности: гуманитарные исследования. Философия. Культурология. История. Философия. Искусствоведение: Материалы Х международной научной конференции "Пушкинские чтения – 2005" (6-7 июня 2005 г.) / Ред.-сост. И. А. Манкевич. – СПб., 2005. – 252 с.
Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж о конференции.
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Открытие конференции "Пушкинские чтения – 2005"
Ректор ЛГУ им. А. С. Пушкина
Вячеслав Николаевич Скворцов
Пленарное заседание
Доклад д.ф.н., профессора, заведующей кафедрой русской литературы ХХ века Уральского государственного университета им. А. М. Горького Татьяны Александровны Снигирёвой (Екатеринбург)
Пленарное заседание
Доклад д.филол.н., д.филос.н., профессора, заведующего кафедрой новейшей русской литературы Магнитогорского государственного университета Сергея Леоновича Слободнюка (Магнитогорск)
Пленарное заседание
Доклад к.п.н., доцента кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета; Associate Professor университета Бригама Янга
Наталии Ивановны Гетьманенко (Прово, США)
Пленарное заседание
Профессора В. П. Проничев,
К. А. Рогова,
А. В. Жуков
(справа налево)
Подсекция "Жанровое своеобразие и образная система литературы"
Д.ф.н., проф. Т. В. Мальцева (председатель),
к.ф.н., доц. Л. П. Козлова
(справа налево)
Подсекция "Проблемы и методы исследования художественного текста"
Секция "Методика преподавания литературы"
К.ф.н., доц. М. А. Жиркова (председатель),
Д.п.н., проф. Н. Ю. Русова
(справа налево)
Секция "Методика преподавания литературы"
Подсекция "Вопросы лексики, лексикографии, фразеологии, фразеографии и словообразования"
Д.ф.н., проф. А. В. Жуков (председатель), д.ф.н., проф. С. И. Алаторцева
Подсекция "Языковые единицы и категории в художественном и публицистическом тексте"
К.ф.н., доц. И. Н. Лёвина (председатель)
Подсекция "Вербальное воздействие в сфере массовой коммуникации"
Подсекция "Методика преподавания русского языка как родного в школе и вузе"
К.ф.н., доц. Н. Е. Синичкина (председатель)
Подсекция "Методика преподавания русского языка как родного в школе и вузе"
К.п.н., доц. Н. Л. Мишатина,
Д.п.н., проф. Т. Г. Браже,
К.п.н., доц. Л. В. Савельева
(слева направо)
Подсекция "Методика преподавания русского языка как родного в школе и вузе"
Д.п.н, проф. Т. К. Донская
Подсекция "Методика преподавания русского языка как иностранного"
Д.ф.н., проф. К. А. Рогова (председатель)
Подсекция "Методика преподавания русского языка как иностранного"