Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
120 финалистов Международной олимпиады по русскому языку приехали в Москву
20.06.2013
Завершающий тур XIII Международной олимпиады по русскому языку начался сегодня, 19 июня, в Москве. Его организаторы – Министерство образования и науки РФ и МГУ имени М.В. Ломоносова. Олимпиада проходит при содействии и активной поддержке МАПРЯЛ, сообщает сайт Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.
120 школьников, изучающих русский язык за рубежом, приехали в Москву из КНР, Болгарии, Греции, Италии, Венгрии, Турции, Австралии, Вьетнама, Словакии, Голландии, Монголии, Финляндии, Хорватии, Польши, Германии, Румынии, Латвии, Сербии и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Все они – победители заочного тура олимпиады.
Участникам предстоит выполнить задания по письму, аудированию, чтению и разговору в номинациях «Я уже говорю и пишу по-русски» (базовый уровень владения русским языком) и «Знаю и люблю русский язык» (первый сертификационный уровень) в двух возрастных группах – от 12 до 14 лет и от 15 до 18.
Итоги очного тура олимпиады подведут 21 июня. Победители в старшей возрастной группе в течение месяца смогут бесплатно пройти обучение в Центре международного образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Лауреатам не старше 14 лет предложат 5-дневную экскурсионную программу на русском языке.
Надо отметить, что в этом году олимпиада впервые проходит с применением дистанционных технологий, что позволило заметно расширить состав участников. В мероприятии приняли участие свыше 4 тысяч школьников более чем из 30 стран.
Как сообщала информационная служба фонда «Русский мир», Минобрнауки передало в Правительство России предложения по развитию дистанционного образования на русском языке, доступного для проживающих за рубежом соотечественников. Специальные школы дистанционного образования могут появиться уже осенью текущего года.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»