Главная
О журнале
Аспирантский вестник
Преподаем русский язык
Учим русский язык
Страноведение
Отзывы
Реклама
Форум
English
Подписка

 

  Журнал

 

Просмотр выпуска  

Другие выпуски:

Показать...


ВЫПУСК №1 2016 г.
Архив номеров...
   

 

  Анонсы статей

 

Читайте в следующем номере:


Межкультурная коммуникация: направления и перспективы
«Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.

Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.

Подробнее...

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Поиск по сайту

Главная Преподаем русский язык Новости

Просмотр новости

 


В России разучились вешать
11.09.2006

Презентованная в храме Христа Спасителя книга Радзинского «Александр II: жизнь и смерть» – страстная песня, имеющая отдаленное отношение к истории.

Эдвард Станиславович Радзинский – очень хороший режиссер. Композицию сцены презентации своей новой книги «Александр II: жизнь и смерть», прошедшей на днях в храме Христа Спасителя, он выстроил идеально. Эффектно прошествовав через территорию, прилегающую к храму, он остановился у подножия памятника своему герою – в развевающемся белом плаще и белой шляпе, презрительно игнорируя накрапывающий дождик. Недолгий спич о том, что эта книга – завершение его трилогии о трех царях, двух Романовых – Александре II и Николае II – и первом советском царе Иосифе без номера, продолжился уже в храме, в трапезных палатах. Там, избавленный от козней природы, автор выложился полностью.

Эдвард Радзинский – очень хороший актер.

Его рассказ о книге занял около часа. Собравшиеся, среди которых были замечены Борис Немцов и Александр Музыкантский, Михаил Фридман и Александр Гафин, Армен Джигарханян, Зоя Богуславская, Ирина Апексимова, рассказчику внимали заворожено. Радзинский иронизировал и обличал, доверительно шептал, делал мхатовские паузы – в общем, держал зал железной хваткой. За это время загипнотизированная публика услышала много интересного о нашей истории.

Большую часть – не в первый раз.

Потому как Эдвард Радзинский – очень хороший бизнесмен. Его новый документальный роман, выпущенный издательством АСТ аккурат к осенней книжной ярмарке, новинкой назвать довольно сложно. Дело даже не в том, что в переводе книга вышла раньше, чем на языке оригинала: роман «Александр Второй. Последний великий царь» вышел в США еще в прошлом году и пользовался большим успехом.

Немало этому поспособствовал президент Америки Джордж Буш, по телевизору объявивший, что намерен прочитать эту книгу, а по прочтении он впечатлился настолько, что одарил автора авторучкой с золотым пером и своим автографом.

Что там американское издание – кто его читал? Просто и на родине Эдвард Станиславович эту книгу согражданам уже презентовал, правда, в других форматах – в концертном и телевизионном. Еще в 2003 году прошли авторские чтения – в Москве, в Концертном зале Чайковского, и в Питере, в Большом зале филармонии имени Шостаковича, – с неизменным аншлагом и оглушительным успехом. Есть и телевизионная версия этой книги, причем в том же 2003 году за передачи про Александра Второго автор получил премию ТЭФИ в номинации «Сценарист телевизионной программы».

Теперь дошла очередь и до книжного формата. Пусть полумиллионного тиража, который он обещал на американской презентации книги в резиденции посла РФ в США, не случилось – ограничились десятью тысячами, но это мало что меняет. Успех книги гарантирован, и вчерашняя презентация на ММКВЯ это наглядно подтверждает.

Посетители едва не снесли стенд издательства, и польщенному ажиотажем автору пришлось много раз призывать к порядку, обещая непременно дать автографы всем желающим.

Читательская любовь понятна. Эдвард Радзинский – очень хороший драматург. Книга об Александре Освободителе, как и предыдущие его работы, с точки зрения внутренней драматургии написана практически идеально. История «последнего великого русского царя» – так аттестует автор своего героя – завораживает исподволь и очень умело. Радзинский начинает издалека, рассказывая историю династии Романовых еще с Петра Первого, постепенно притормаживая, и уже начиная с царствования отца нашего героя, Николая Первого, рассказ пойдет подробный и обстоятельный.

Читаешь – и диву даешься. Вроде бы и нового ничего не сказано – отстаиваемую Радзинским либеральную трактовку Александровских реформ мы слышали не раз: «Александр Второй был очень хороший и великий человек, дал людям свободу, но, к сожалению, ему не хватило решимости и последовательности довести реформы до конца и освободить всех в самой полной мере. А неблагодарный народ, не понимающий, что путь к свободе лежит через страдание, освободителя не поддержал, да еще ретрограды реформы тормозили, вот его подлые террористы и убили». Список использованных трудов тоже не впечатляет – в основном автор базируется на дневниках и воспоминаниях, причем не очень широкого круга лиц.

Дневники фрейлины Тютчевой, к примеру, поминаются столь часто, что иногда кажется, что перед нами их художественная переработка.

Но страсти кипят, напряжение давит – греческая трагедия, никак не меньше. Эмоции автора неподдельны, и прямо-таки чувствуется, как рамки хроники подрезают ему крылья, мешая догнать градус напряжения до шекспировского накала.

И в этом, кстати, автор чистосердечно признался на презентации: «Я думаю, я больше не буду писать исторические книги». По его словам, сменить профессию драматурга на стезю историка он решился, следуя примеру Карамзина – тот, признанный лидер сентиментального направления в русской литературе, тоже однажды ушел к другой музе, к Клио. Видя, что истории у нас просто нет, Эдвард Станиславович решился стать новым Карамзиным, и его, так же как великого предшественника, восторженным ревом встретили читатели и негодующими криками – историки. «Я решился это сделать, но труд оказался слишком тяжелым – надо постоянно наступать себе на горло».

Теперь Радзинский будет писать не исторические, а обычные романы, где он волен поступать с героями, как ему хочется.

И это решение вернуться хорошо иллюстрирует главное отличие Радзинского от Карамзина. Наш великий историк и впрямь ушел от Мельпомены к Клио, но его последователь с Клио своей прежней музе, увы, только изменял. Переквалифицировавшись в историка, Карамзин стал одним из лучших ученых своего времени, проложив магистральную концепцию отечественной истории на столетия вперед. Писательский талант никуда не делся, но он служит лишь великолепной приправой к труду ученого. У Радзинского же драматург всегда побеждал историка, и «Александр II: жизнь и смерть» не стал исключением. Автора так и тянет все время сместить акценты, пренебречь информацией, а то и сознательно ее исказить – конечно же, исключительно для стройности композиции и пущего драматизма.

Иногда это стремление заводит его так далеко, что некоторые пассажи в «документальном романе» вызывают оторопь.

Рассказывая, к примеру, о подавлении восстания декабристов, Радзинский патетически восклицает: «В России не было казней со времен Елизаветы. Императрица-нимфа поклялась Господу отменить смертную казнь, если переворот будет удачен. Теперь строгий государь (Николай I – «Газета.Ru» ) казнь вернул. Но за это время произошло недопустимое – в России разучились вешать!».

Понятно, что абзац написан ради громкой финальной фразы. Можно допустить, что автор, пишущий об Александре II, мог не знать, что после Елизаветы Екатерина Вторая восстановила смертную казнь за государственные преступления и нарушения карантинных правил во время чумы. Пусть он даже никогда не слышал про заговор Мировича, хотя для человека, окончившего с отличием историко-архивный, это нонсенс. Но, черт побери, Пугачева что – в угол поставили?

Книга про Александра Второго, наверное, неплохой художественный роман. Но ее автор все-таки очень плохой историк.

Радзинский Э. «Александр II: жизнь и смерть». М.: АСТ, 2006.

Источник новости: gazeta.ru


<<< 11.09.2006
Пекин – Москва: эстафета книжных ярмарок 2006 года
 11.09.2006 >>>
В Вене открылась выставка юных российских художников

Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться



 

 

 
Новости сайта
Все новости сайта
23.03.2016
Вышел 1-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2016 год

Подробнее...

02.03.2016
Приглашаем авторов к сотрудничеству

Подробнее...

02.02.2016
Вышел 6-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...

15.12.2015
Вышел 5-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...

26.10.2015
Вышел 4-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...


 

 
Вход на сайт
 
Напомнить пароль
Регистрация | А для чего?

Зарегистрированных
посетителей: 24309

 

 
Мероприятия

 

 
Обратная связь
  Редакция:
Тел: +7(495) 336-66-47
editor@pushkin.edu.ru

Подписка:
+7 (499) 277-11-12
+7 (499) 267-40-10
8-800-200-11-12
(звонок из любого региона России бесплатный)
podpiska@vedomost.ru

Реклама:
Тел: +7(495) 228-24-08, 267-85-66
reklama@russianedu.ru

Работа портала:
info@russianedu.ru

 

 
Наши партнеры
Наши баннеры



Культура письменной речи. Помощь всем