Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русские в Казахстане боятся, что не сумеют сохранить родной язык и культуру
29.04.2013
В 2013 году количество желающих уехать из Казахстана в Россию по госпрограмме добровольного переселения соотечественников увеличилось в два раза. Об этом заявила руководитель Временной рабочей группы по реализации Госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников при консульском отделе посольства РФ в Казахстане Марина Пустэко, пишет журнал ADAM.
Только в Астане с начала действия госпрограммы обратилось 22 600 соотечественников, 4 350 переселенцев уже получили свидетельства.
Одной из причин, по которой русские покидают Казахстан, является языковая проблема. Сегодня у многих русскоязычных граждан возникают трудности при приёме на работу: требуется знание государственного языка. Поэтому люди беспокоятся о будущем своих детей, «боятся, что подрастающее поколение не сумеет сохранить русскую культуру и язык», пояснила Пустэко.
– В Казахстане создали преимущества только для одного этноса, позволившие ему доминировать в управлении государством. Именно из-за таких шагов в государственном строительстве русские массово стали покидать Казахстан. Но националисты преподносят массовую миграцию как факт неуважения к казахскому народу, его языку и традициям, – считает председатель Славянского движения «Лад» Максим Крамаренко.
Кроме того, по мнению эксперта, в школьных учебниках истории роль России и русских в жизни казахского народа преподносится негативно и однобоко: Россия – тюрьма народов, Россия устроила геноцид казахского народа в 30-е годы ХХ века. «Соответственно, русские воспринимаются с подачи таких мифов как потомки тех, кто эксплуатировал казахский народ. И при таком историческом воспитании не стоит ожидать улучшения политики в отношении русских», – заключил председатель движения «Лад».
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»