Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В областной пушкинской библиотеке провели урок русского языка
11.04.2013
Тотальная проверка на грамотность. Ко Всемирной образовательной акции «Тотальный диктант» присоединились и тамбовчане. Урок русского языка провели в областной пушкинской библиотеке.
Вспомнить школьные годы, а заодно проверить свою грамотность решили более 150-ти тамбовчан. Добровольный бесплатный диктант для всех желающих впервые провели 10 лет назад в Новосибирске. Такая идея привлечения внимания к проблеме грамотности пришлась по душе, как российским, так и зарубежным филологам. В этом году в ней приняли участие уже порядка 35-ти стран мира.
«Не секрет, что интерес именно к традиционным формам проверки знания русского языка несколько упал. Так вот, диктант, по-прежнему, не просто одна из самых эффективных, это самая эффективная форма проверки грамотности», - сказала Наталья Сорокина, заведующая отделением русской филологии Института филологии ТГУ имени Г.Р.Державина.
Автор текста диктанта - известная писательница Дина Рубина (08:24). В ходе видеообращения она поприветствовала участников и представила свое эссе о роли Интернета в современном мире. По уровню сложности текст рассчитан на старшеклассников, которые так же приняли участие в акции.
«Впереди экзамены по русскому тоже в том числе, вот, чтобы знать свои силы», - сказала Алелия Манафова, МБОУ Цнинская СОШ №2.
«Тотальный диктант» объединил представителей различных профессий. Для многих из них главное не только проверить свои знания, а определить слабые места и путь к дальнейшему совершенствованию языка.
«И хотелось бы тоже самой попробовать свои силы, потому что я не преподаю русский язык, но постоянно обращаюсь к печатному слову, хочется повысить собственный уровень грамотности», - сказала Светлана Гуськова, старший преподаватель кафедры журналистики и издательского дела ТГУ имени Г.Р.Державина.
Проверка диктантов займет несколько дней. После подведения итогов участники получат сертификаты, подтверждающие их знания, а самого грамотного ждет специальный подарок от организаторов.
корреспондент, Елена Синельникова
оператор, Владимир Поддячий