Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Детей мигрантов будут учить русскому языку с детского сада
29.03.2013
Детей трудовых мигрантов в столице начали обучать русскому языку в детских садах. Как рассказали «Известиям» в департаменте образования Москвы, таким образом власти города намерены решить проблему массового поступления в столичные школы детей мигрантов, не говорящих или плохо говорящих по-русски.
Как пояснили в ведомстве, 600 воспитателей столичных детсадов прошли обучение на специально созданной стажировочной площадке «Ребенок в многонациональном мегаполисе», в ближайшее время методикой овладеют еще 300. В департаменте отметили, что в настоящее время дети мигрантов воспитываются практически во всех детских садах, соответственно, в них организуется дополнительное обучение русскому языку.
Программу для занятий в детских садах с детьми, не владеющими русским языком, разработали на кафедре ЮНЕСКО Московского института открытого образования (МИОО). Как рассказала автор учебно-методического комплекса «Уроки русской речи», ведущий научный сотрудник кафедры Ольга Коленкова, занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста — 5–6 лет. Она пояснила, что такие уроки длятся не более 30 минут.
— Занятия с малышами проводятся в разговорной форме и отличаются максимальным использованием наглядных элементов, игрушек. Воспитатели следят за правильным произношением, например, чтобы не «проглатывались» окончания, — рассказали на кафедре.
По мнению директора вечерней школы № 90, где ранее был разработан проект создания специальных курсов экономкласса для мигрантов, Владимира Кузнецова, существующие разработки необходимо модернизировать, добавив в них еще больше игровых сюжетов.
В то же время эксперт считает, что специальные программы для обучения русскому языку малышей — это пустая трата денег.
— Дети и так быстро адаптируются, овладевают языком, вырастая в нашей среде. Малышей-мигрантов нужно учить нашему языку вместе с русскими, в рамках обычной подготовки к школе. Полезнее было бы потратить средства на расширение сети школ для взрослых трудовых мигрантов, — говорит он.
По мнению президента Всероссийского фонда образования Cергея Комкова, обучать детей мигрантов русскому языку нужно на любой стадии — и в детском саду, и в школе. Однако детские сады недостаточно широко охватывают детей-инофонов.
— Около 80% детей мигрантов не посещают детские сады: из-за очереди в дошкольные учреждения местами обеспечиваются в первую очередь те, кто имеет постоянную регистрацию, — пояснил эксперт.
Напомним, ранее столичная мэрия направила 3 млн рублей из городского бюджета на поиск оптимальных методик обучения детей мигрантов русскому языку. Средства, в частности, пошли на гранты учителям, проявившим высший профессионализм в работе с иностранными учениками. На сегодняшний день в столице 134 школы занимаются подготовкой детей к школе, обучая их русскому языку.