Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Партия «Союз русских Литвы» провела в третьем по величине городе Литвы митинг в поддержку русскоязычных школ, сообщает сайт «Русский век».
Участники акции выступили против попытки городских властей закрыть русскоязычную среднюю школу имени Андрея Рублёва. На митинг, собравший более 100 человек, пришли и представители титульной нации.
По словам депутата Клайпедского городского совета и организатора митинга Вячеслава Титова, власти заявляют, что школа Рублёва нерентабельна и у неё огромные долги, но в эти долги из-за своих неадекватных решений её вогнали сами политики.
«Школа Рублёва – это не одно здание, она обслуживает два микрорайона города. Сейчас русские садики переполнены, не хватает мест. Куда пойдут учиться наши дети, если школы ликвидируют?» – заявил Вячеслав Титов.
Напомним, что в конце января Титов предложил узаконить в городе двуязычие. Он считает, что в Стратегический план развития Клайпеды до 2020 года нужно внести положение, узаконивающее написание улиц на литовском и русском языках. Кроме того, он выступает за то, чтобы в государственных учреждениях Клайпеды русскоязычные жители могли писать различные документы на родном языке.
Клайпеда – портовый город в Литве. Это третий по величине город страны и число русскоязычного населения в нём составляет более 30%.
Клайпедская основная школа им. Андрея Рублёва работает уже более 40 лет. Последние 20 лет особое внимание в школе уделяется преподаванию изобразительного искусства. В 1, 3 и 5 классах ученики дополнительно изучают рисунок, живопись, графику, декоративную и пространственную композиции, скульптуру и историю искусства. В школе действует фольклорный ансамбль, музыкальная студия, театральная студия, спортивные кружки, студии изобразительного искусства.
Кроме того, школа является инициатором ежегодной республиканской конференции «Рублёвские чтения» по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»