Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Выбирай не хочу: Минобрнауки завалило школу учебниками
11.02.2013
Минобрнауки РФ расширило перечень учебников, рекомендованных российским школам на следующий, 2013-2014 учебный год. Список вырос практически в полтора раза, сообщает ИТАР-ТАСС.
Если в прежнем списке было около 1800 учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в обычных школах, то в этом их уже почти 3000, плюс книги, которыми можно пользоваться в коррекционных школах, – таких учебников тоже стало больше.
С этого учебного года предмет «Основы религиозных культур и светской этики» стал в школах обязательным. Для его изучения в начальной школе министерство рекомендует 28 учебников. А в пятых классах рекомендовано использовать ещё семь книг по «Основам духовно-нравственной культуры».
Помимо прочего, в новом перечне отдельно выделен предмет «Естествознание». Для его изучения старшеклассникам рекомендовано четыре учебника базового уровня. В списке также присутствуют учебники по дополнительным предметам – астрономии, искусству, истории русской культуры, истории религий народов России, риторике, светской этике и технологии.
Тем временем глава Комитета Госдумы РФ по противодействию коррупции Ирина Яровая обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить увеличение числа учебников, рекомендованных Минобрнауки. По её мнению, при количестве в 1800 наименований неоднократно ставился вопрос о том, что такое «многообразие» не обеспечивает качество образования, а нынешнее увеличение списка делает «полностью нереализуемым» главный принцип принятого в декабре закона «Об образовании» – «единство образовательного пространства». Депутат уверена, что подобный подход Минобрнауки к увеличению числа рекомендованных учебников «ещё больше размывает и делает неисполнимым качество образовательного процесса».
За этим приказом, по словам главы думского комитета, прежде всего, стоят огромные деньги, коммерческий интерес. «Это борьба за проталкивание интересов издательств и авторских коллективов, – подчеркнула Яровая. – Здесь мы видим коррупционные риски и угрозы», сообщает сайт ER.ru.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»