Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Дни русского языка познакомили школьников Бранденбурга с праздниками в России
01.02.2013
Преподаватели и ученики магнитогорской школы № 67 организовали видеомост с учениками гимназии им. Бертольда Брехта – города-побратима Бранденбурга. В рамках совместного проекта «Бранденбург-Магнитогорск. Дни русского языка в немецкой гимназии» российские преподаватели провели для немецких школьников мини-уроки по истории, математике, русскому языку, чтению, музыке и технологии.
– Это не первый опыт общения двух городов. В прошлом году в рамках этого же проекта ученики двух школ поздравляли друг друга с Рождеством. Они отправляли подарки друг другу, снимали видеоклипы с рождественскими песнями на немецком и русском языках и обменивались ими, – рассказала учитель немецкого языка Наталья Иванова.
На этот раз в мероприятии участвовали ученики 9-х классов гимназии им. Бертольда Брехта и ученики 7-8 классов СОШ № 67. Все уроки были объединены одной темой – Масленицей. Вместе с учителями 67-й школы немецкие школьники изучали историю праздника, его традиции и обычаи, читали стихи и разучивали песни на русском языке, делали тряпичных кукол.
После мини-уроков дети знакомились между собой, рассказывали друг другу о себе, о своем городе, о школе. Немецкие товарищи поблагодарили русских учителей и их учеников за увлекательные уроки и интересные беседы, а также выразили надежду на то, что в будущем их общение продолжится, сообщает сайт Mgorsk.ru.
Анна Грибоедова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»