Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В последние годы обществу все настойчивее внушается, что главными показателями качества школьного образования являются олимпиады, результаты выпускных экзаменов, количество выпускников, поступающих в вузы.
13 Окт 2005 Мол, оценки по выпускным экзаменам высокие, значит, и качество школьного образования высокое. Но так ли это? Одной из серьезных проблем русских школ является то, что основное внимание до сих пор уделяется обучению, которое все больше латышизируется, и воспитание русской культуры у учащихся заменяется идолами псевдокультуры, хэллоуинами, модельными конкурсами, викторинами на лучшее знание второстепенных фактов и другими столь же далекими от культуры мероприятиями.
В русских школах больше нет предмета «русская литература», есть просто «литература», уменьшается количество уроков на русский язык, нет курса «история русской культуры», русские культурные традиции и праздники часто сводятся к примитивному фольклору, нет курса русской истории. Поэтому не случайно среди учащихся увеличивается количество детей, не посещающих школы, снижается успеваемость, растет второгодничество и подростковая преступность. Многие склонны в этом винить тяжелые социальные условия, безнадзорность детей. Но ведь не все дети из малообеспеченных семей – хулиганы и воры, не все дети, родители которых работают от рассвета до заката, совершают криминальные деяния. Основная причина социальной дезадаптации детей в низком культурном уровне. Что делать?
Прежде всего, речь должна идти о повышении оплаты работы классных руководителей, социальных работников и психологов. Работа классного руководителя должна оплачиваться не менее чем половиной ставки учителя в месяц. Тогда можно надеяться на хорошие результаты. Сегодня это оплата в 10-15 латов. Мы хотим дешево или хорошо? Дешевое хорошим не бывает, особенно такое сложное дело, как воспитание детей. Один психолог и один социальный педагог на 600-800 учащихся – разве это нормально? Нужны дополнительно как минимум три ставки, в школах нужно создавать социально-психологические службы, ведь количество неблагополучных детей в нашей стране постепенно увеличивается. Но бюджетные деньги уходят на саммит НАТО, оккупацию Ирака, создание и содержание новых агентств для откорма чиновников.
Зачем нашим детям русская культура
Продолжается борьба против принудительной и далекой от науки латышизации русских школ, именуемой «реформой». Достаточно ли в условиях «реформы» преподавания школьных предметов на русском языке или преимущественно на русском языке для воспитания культурной личности? Нет, не достаточно. Наряду с этим необходимо специальное культурное воспитание. Речь идет о специальном интегрированном курсе русской истории и культуры, которого во многих русских школах до сих пор нет. Мы не будем вспоминать о том, что разработка такого курса является прямой функцией МОНа. Мы не будем также вспоминать о том, что министерские чиновники не раз заявляли, что реформа не направлена на ассимиляцию детей. Мы хотим лишь обратить внимание всех заинтересованных в русском культурном образовании в Латвии, что многие наши школы сегодня не обеспечивают СИСТЕМНОГО культурного воспитания учащихся. Сохранение национальной идентичности учащихся в таких условиях ставится под вопрос.
Что такое русская культура? Это наивысшие достижения русского народа в науке, технике, искусстве и религии в течение всего процесса исторического развития. Культура – это не просто совокупность знаний, это еще и совокупность методов жизни, образования и творчества. Напомним читателям, что носителем культуры является интеллигенция. Одно время считалось, что человек с высшим образованием и есть интеллигент. Однако это не так. Интеллигент отличается от остальных тем, что культурные ценности для него есть не просто знания, а основа ежедневного поведения. Более того, именно нравственная составляющая является приоритетом культурного поведения. Для интеллигента намного важнее давать другим, чем брать себе.
Закладывают ли русские школы сегодня начальные основы интеллигентности в наших детях? Лишь частично и далеко не у всех. В тех школах, где культурное воспитание на должном уровне, такие основы закладываются, там же, где «главное – знания», почти ничего нет.
Культурного человека «реформа» не ассимилирует
Школьная «реформа», как известно, идет у нас непрерывно с начала 90-х годов прошлого века. Меняются стандарты, программы образования, учебники и пособия, латышизируется преподавание предметов. В латышских школах билингвальное преподавание в массовом порядке было отвергнуто, добровольное преподавание отдельных предметов на двух языках закреплено в законе.
За все время «реформы» значительно изменилось обучение, воспитанию до сих пор серьезного внимания не уделялось. МОН, в свою очередь, не позаботился о поддержке разработки программ русского культурного воспитания. Без такого воспитания легче латышизировать школы и ассимилировать детей. Если в ребенке с раннего детства закладываются русские культурные традиции, в школе продолжается приобщение к русской истории, искусству, культурным, а не только религиозным праздникам, то переход на билингвальное обучение предметам не вытеснит культурный компонент личности, позволит сохранить национальную идентичность. Русское культурное воспитание в данном случае будет мощной вакциной от ассимиляции. Если такого воспитания нет, а есть лишь постоянно сокращающиеся уроки русского языка, то у многих детей формируется отношение к родному языку как к фактору, мешающему успешной учебе и поступлению в вуз. От этого фактора лучше всего отказаться как можно быстрее. Не только дети, но некоторая часть родителей мыслят именно так. Что делать?
Прежде всего – помнить о том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Для того чтобы помочь своим детям, родителям нужно создавать родительские комитеты классов, делегироваться в Советы школ. И комитеты, и Советы могут и должны вести диалог с администрацией по поводу программ русского культурного воспитания в школах. Напомним родителям, что такие программы, согласно Закону об образовании, школы обязаны создавать и реализовывать.
Необходимо также познакомиться с планом воспитательной работы в классе. Есть ли в нем мероприятия направленные на воспитание русской культуры у детей, или сплошь «огоньки» да «кэвээны»? Можно, а в некоторых случаях и нужно, инициировать создание воскресных культурных школ. Особенно такие школы полезны для маленьких детей 1-5-х классов. Наверное, в вашем городе есть русские культурные общества. Желательно ознакомиться с их планами культурного просвещения детей и взрослых, подумать о возможностях сотрудничества. Если таких обществ нет, то нужно искать единомышленников и создавать их. На государство надеяться не следует, в симпатиях к русской культуре никто из высоких чиновников пока не замечен.
Хотим ли мы, чтобы наши дети стали русскими интеллигентами? Если да, тогда пора действовать самим, с сожалением констатируя, что государству русская культура и русское культурное воспитание в школах не нужны.
Яков Плинер, председатель фракции «ЗаПЧЕЛ» в 8-м Сейме, доктор педагогических наук; Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук, депутат Елгавской думы от «ЗаПЧЕЛ»