Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Призёры школьных олимпиад предпочитают местные вузы столичным университетам
28.12.2012
Российский союз ректоров и НИУ «Высшая школа экономики» представили ежегодный рейтинг вузов по числу поступивших в них победителей школьных предметных олимпиад. Согласно исследованию, сегодня талантливые абитуриенты всё чаще выбирают для учёбы не столичные университеты, а вузы своего региона, передает РИА «Новости».
Исследователей интересовал выбор призёров Всероссийской олимпиады школьников, а также других интеллектуальных соревнований, которые проходят под эгидой Российского совета олимпиад школьников. По действующим правилам, одиннадцатиклассники, занявшие призовые места на этих состязаниях, могут воспользоваться правом льготного зачисления в вузы.
Наибольшей привлекательностью среди абитуриентов всегда обладали известные столичные университеты. Однако результаты исследования этого года свидетельствуют о том, что картина постепенно меняется: всё большее число олимпиадников предпочитает учиться в своём городе или регионе.
За год выросло число региональных вузов, входящих в двадцатку рейтинга предпочтений победителей олимпиад. Среди них: Сибирский федеральный университет, Томский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Уральский федеральный университет, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва, Сибирский государственный медицинский университет, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского.
«Если мы посмотрим на лидирующую двадцатку вузов, которые набрали более 80 человек по олимпиадам, то увидим явную тенденцию роста группы вузов, которые находятся за этой двадцаткой», – рассказал ректор НИУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.
В этом году к лидерам рейтинга примкнули такие вузы, как Алтайский университет, Ивановский университет, ЛЭТИ, Уфимский нефтяной институт, МИЭТ, которые впервые приняли значительную долю олимпиадников. По словам ректора НИУ-ВШЭ, это показывает, что доля вузов с сильной репутацией среди олимпиадников в России увеличилась.
Анна Грибоедова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»