Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лучшего учителя русского языка выбрали в Южной Осетии
28.12.2012
В Южной Осетии завершился конкурс среди учителей русского языка, сообщает ИА «Рес». Его организатором выступила Ассоциация преподавателей русского языка и литературы Южной Осетии. Напомним, что в оргкомитет вошли также проректор Югоосетинского государственного университета, депутат парламента РЮО Джульетта Остаева, бывший министр образования, преподаватель русского языка и литературы Лицея искусств Римма Плиева и проректор ЮОГУ по учебной работе, кандидат филологических наук Натали Гассиева.
Конкурс проходил в несколько этапов. В частности, участники должны были представить компьютерную презентацию опыта работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, написать эссе «Я учитель», подготовить сценарии уроков и другие материалы.
– Конкурс объединил молодых талантливых преподавателей городских и сельских школ республики. Его целью было выявить и поддержать творческих молодых педагогов, отметить их профессиональные достижения, а также привлечь внимание общественности к роли и месту учителя в современном образовании в РЮО, – отметила президент АПРЯЛ Залина Тедеева.
В свою очередь, чрезвычайный и полномочный посол России в Южной Осетии Эльбрус Каргиев выразил уверенность, что конкурс закрепляет преемственность поколений учителей. Он также отметил, что российское посольство старается в меру своих возможностей поддерживать педагогов Южной Осетии.
– Мы завершили в этом году уникальный проект, когда практически 160 учителей благодаря нашим усилиям и фонду «Русский мир» смогли повысить квалификацию в Москве, – отметил дипломат.
Победителем конкурса стала преподаватель русского языка и литературы Цхинвальской школы № 5 Тамара Туаева. Победитель и призёры конкурса были награждены грамотами, денежными призами и памятными подарками.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»