Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Развитие образования на русском языке усилит присутствие РФ в культурном пространстве стран СНГ
14.12.2012
Предложение Президента РФ Владимира Путина придать образованию на русском языке глобальный характер позволит расширить присутствие России в гуманитарном и культурном пространстве стран СНГ. Об этом заявил председатель комиссии по национальным меньшинствам парламента Молдавии, лидер партии «Возрождение» Вадим Мишин, передаёт ИТАР-ТАСС.
«Русский язык в Молдавии является наиболее распространённым языком после молдавского. В законодательстве он обозначен как язык межнационального общения. Но его реальное положение, к сожалению, не всегда соотносится с положениями закона», – сказал Мишин. По его словам, на практике в последние годы наблюдается вытеснение русского языка в органах государственной власти, в сфере обслуживания и других областях.
«Под “каток” начатой правительством программы оптимизации в первую очередь попали русские школы, которые закрывают под видом экономии средств, сворачивается подготовка специалистов на русском. Те, кто хочет учиться на русском, всё чаще вынуждены идти в частные заведения. В парламенте, в СМИ всё чаще звучат оскорбительные для русскоязычного населения призывы, которые, к сожалению, не всегда пресекаются властями. Всё это ведёт к росту напряжённости в обществе», – сказал Мишин.
Председатель парламентской комиссии по нацменьшинствам также напомнил, что «вытеснение русского языка противоречит Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств в ЕС, на принципы и ценности которого так любят равняться молдавские политики».
«Важно, чтобы образование на русском было доступно для молодёжи стран СНГ, для наших соотечественников во всём мире, – отметил Вадим Мишин. – Очень своевременно предложение Президента РФ создавать международные школы, проводить олимпиады, победители которых получат право зачисления в ведущие вузы России, образовательная система которой высоко ценится в нашей стране».
Напомним, что вчера, выступая с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, Президент РФ призвал оказать поддержку школам в СНГ, ведущим обучение на русском языке. «Поручаю правительству представить предложения по реализации дистанционного образования на русском языке. Оно должно быть доступным для молодёжи СНГ», – заявил российский лидер.
Анна Грибоедова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»