Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Российские парламентарии хотят сделать русский язык родным
05.12.2012
Русский язык, помимо статуса государственного, должен иметь и статус родного языка. Об этом заявил глава Комитета Госдумы РФ по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев на прошедших парламентских слушаниях по вопросам национальной политики, сообщает ИТАР-ТАСС.
Он напомнил, что в настоящее время в системе образования «функционируют языки следующих статусов: русский язык как государственный язык РФ, государственные языки республик РФ и родные языки». «Из логики Конституции РФ следует, что, говоря о родном языке, мы имеем в виду язык из числа языков РФ, включая и русский язык», – пояснил Сафаралиев. Однако, по его словам, «право выбора русского языка в статусе родного языка гражданами не реализуется». В результате «получается парадоксальная ситуация: русский для русских не рассматривается в статусе родного», считает депутат.
В связи с этим в профильном думском комитете предлагают «уточнить и дополнить правовое содержание статуса языков народов России», наделив статусом родного русский язык.
Парламентарий также добавил, что речь должна идти и о «повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история».
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»