Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В латышские школы возвращаются уроки русского языка. С этого учебного года русский в качестве обязательного иностранного языка появился в учебной программе рижской Hanzas Ģimnāzija, сообщает сайт «Открытый город».
– Русский язык как обязательный мы ввели в этом году по своей инициативе. Мы давно поняли, что латышским выпускникам русский язык в Латвии необходим. Рядом с Латвией находится большой исторический сосед, мы всегда вели с ним торговлю, обменивались культурными ценностями, и так будет всегда – это неизбежно. Поэтому двух мнений быть не может: русский язык в Латвии нужно знать, и точка, – рассказал директор гимназии Валдис Лапиньш.
По информации руководителя учебного заведения, в Риге есть ещё две такие школы.
Идею обязательного изучения русского языка поддержали как родители, так и сами ученики.
– Русский язык – очень нужный для жизни. Он необходим для будущей работы. Ещё не знаю, чем буду заниматься после окончания гимназии, останусь или уеду. Но если останусь, здесь без русского языка точно не обойтись, – выразил уверенность гимназист Сигне.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»