Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Каире презентовали учебный комплекс «Учим русский язык в Египте»
20.11.2012
В Российском центре науки и культуры в Каире прошла презентация второй части учебного комплекса «Учим русский язык в Египте (базовый уровень)». Он состоит из учебника, словаря и диска с аудиоматериалами. На презентации выступили создатели учебного пособия А.Г. Асикаев и Т.Н. Исмаил.
Асикаев рассказал о целях и задачах, реализованных в процессе создания этого актуального учебного комплекса, и о его структуре. Он подчеркнул, что учебник отвечает не только потребностям египетских учащихся, но и соответствует всем нормативным требованиям, предъявляемым к современному учебнику русского языка как иностранного.
В свою очередь Исмаил в рамках своей компьютерной презентации наглядно показала основные примеры работы с учебником. Она также провела мастер-класс, продемонстрировав на материале нового учебного комплекса вариант проведения урока, отвечающего всем требованиям современной методики преподавания РКИ: активной коммуникации, практической направленности и страноведческой насыщенности учебных материалов.
По словам директора курсов русского языка при РЦНК Д.Г. Бронникова, за период внедрения первой части учебного комплекса «Учим русский язык в Египте», которая была издана в 2011 году, в учебный процесс он получил положительные отзывы не только от преподавателей-практиков, но и от студентов.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»