Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Российском центре науки и культуры в Нью-Дели прошла программа повышения квалификации преподавателей русского языка, в которой приняли участие более 60 специалистов в области образования, сообщает пресс-служба фонда «Новые перспективы». Организаторами программы «Продвижение российского образования и русского языка за рубежом» выступили Россотрудничество, фонд «Новые перспективы» и Российский государственный гуманитарный университет.
В программу вошли тематическая выставка «Русский язык и русская культура», методический семинар «Видеоуроки русского языка: опыт создания и методика применения», круглый стол «Двухуровневая система обучения “бакалавриат – магистратура”» и научно-практическая конференция «Российский университет и международное образовательное пространство».
Особый интерес вызвали практические занятия по обучению игровым приёмам преподавания, презентации интерактивных и дистанционных образовательных программ. Чай с русскими сладостями и выпечкой, сопровождавший ежедневные мероприятия, стал приятным дополнением программы и позволил организаторам и участникам создать атмосферу тёплого дружеского сотрудничества. В завершение российские специалисты представили учебное театрализованное представление «Встречаем русского гостя в Дели».
Участники программы получили также возможность посетить мероприятия РЦНК в Нью-Дели, в том числе выставку рисунков и акварелей князя Алексея Салтыкова из собрания Русского музея в РЦНК, познакомились с традициями празднования индийского фестиваля Дивали.
По завершении программы «Продвижение русского языка и российского образования в Индии» всем участникам мероприятий были вручены соответствующие сертификаты о повышении квалификации, а также памятные сувениры.
Наталья Романова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»