Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В понедельник, 12 ноября, в Москве начался финальный этап IX Международной олимпиады по русскому языку учащихся школ с русским языком обучения государств-участников СНГ и стран Балтии. Олимпиада – совместный проект Россотрудничества и Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (ГИРЯП), который проводится в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык на 2011-2015 годы». Помощь в проведении олимпиады оказывали российские посольства в постсоветских республиках.
Победителей объявят 16 ноября – пять абсолютных чемпионов получат сертификаты, дающие право внеконкурсного поступления в российские вузы на бюджетные места по специальности «Русский язык и литература». Впрочем, ректор ГИРЯП Юрий Прохоров объявил всех участников олимпиады победителями: таков олимпийский принцип (главное – не победа, главное – участие). Кроме того, все участники финального тура уже являются победителями национальных этапов в своих странах, то есть лучшими знатоками русского языка среди тех, кто проходит обучение в русских школах. Де-факто в Москве собрались «лучшие из лучших».
Международные олимпиады по русскому языку учащихся школ с русским языком обучения государств-участников СНГ и стран Балтии проводятся ежегодно с 2003 года. Уместно напомнить недавние слова Дмитрия Медведева. «Нужно уделять особое внимание работе с нашими молодыми соотечественниками. От этого поколения зависит будущее Русского мира», – сказал российский премьер, выступая на VI Ассамблее Русского мира, пообещав уделять самое серьёзное внимание поддержке русского языка на государственном уровне.
Олимпиада – одно из событий, которые свидетельствуют, что это не пустые слова. Ведь проведение таких мероприятий – не просто поддержка талантливой и активной русскоязычной молодёжи на постсоветском пространстве. Это и поддержка самих русских школ, престижа профессии учителя русского языка в системе местного образования. В конечном счёте это хороший стимул для соотечественников в ближнем зарубежье, вклад в сохранение пространства русского языка, в том числе как языка международного общения. В русских школах учатся не только дети из русских семей – наглядное впечатление об этом можно было составить, просто поглядев на лица финалистов международной олимпиады, приехавших в Москву. А это 108 школьников из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Эстонии.
В течение нескольких дней школьники будут сдавать предусмотренные программой олимпиады экзамены (один письменный и два устных – «Русский язык» и «Страноведение»), примут участие в творческих конкурсах и конкурсе ораторского мастерства.
В ходе олимпиады школьники приобщаются к русской культуре, так сказать, из первоисточника, ведь это не только соревнования юных русистов, но и культурная программа. Для них будут организованы экскурсии по Москве, проведены концерты. На открытии прекрасно выступали ученики московского Колледжа музыкально-театрального искусства №61, а в ходе олимпиады участники подготовят концерт своими силами.
Разумеется, победа в конкурсе важна для каждого из сотни ребят, что собрались в эти дни в Москве. Не менее важно, что все они смогут познакомиться друг с другом, а может, и подружиться. Иногда такая дружба сохраняется годами и даже десятилетиями. Такой пример привел Юрий Прохоров. В 2008 году, когда проводилась большая международная олимпиада по русскому языку, приветствие её участникам по собственной инициативе направили участники международной олимпиады, состоявшейся тремя десятилетиями ранее, в 1978 году.
Этапы, когда можно понять свой уровень, оценить свои силы, должны быть в жизни любого молодого человека. И уже одним этим важно проведение подобных мероприятий. Можно надеяться, что многие из участников олимпиады станут специалистами по русскому языку, и уже сейчас они являются представителями и проводниками русской культуры за пределами России.