Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русскому лицею в молдавском городе Кэлэрашь грозит закрытие
13.11.2012
Молдавский суд не смог вынести решение о закрытии Русского лицея имени Михаила Ломоносова в городе Кэлэрашь. По словам представителей суда, дело передано на рассмотрение в Апелляционную палату Кишинёва, сообщает ИА «Новости Молдавии».
Иск о непризнании правомерности решения об объединении Русского лицея с молдавским Лицеем имени Михаила Садовяну был подан родителями русскоязычных лицеистов.
– Решение городского совета о поглощении нашей школы обсуждалось и утверждалось также без нашего участия, во время летних каникул. Мы узнали о том, что происходило в день заседания горсовета совершенно случайно, но было уже поздно. Наши доводы никто не слышал. Тогда были нарушены все правовые нормы, так как, когда происходит реорганизация какого-либо предприятия, необходимо дать слово тем, кто там работает, – заявила заместитель директора Русского лицея Елена Казимирова.
Она подчеркнула, что проводимая властями реформа образования не учитывает того, что русские школы являются в некоторых районах «единственными центрами русской культуры, и, уничтожая их, власти отнимают у людей целый пласт их духовного наследия».
Напомним, что в последнее время в Молдавии ведётся активная борьба против русского языка. Так, в апреле этого года парламент республики во втором чтении принял закон, запрещающий размещение рекламы на русском языке. Кроме того, были внесены изменениях в закон о подаче петиций, исключающие получение ответа на русском языке, а также предложения о дополнениях Трудового кодекса, запрещающие приём на любые должности в государственные предприятия лиц, не владеющих молдавским языком.
В настоящее время русские школы составляют примерно 25% от общего числа школ. Изучение государственного язык является в них обязательным с первого класса.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»