Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Греческим русистам рассказали о новых методиках работы с билингвами
08.11.2012
В Российском центре науки и культуры в Афинах прошёл семинар для преподавателей русского языка «Обучение детей-билингвов: теория и практика», сообщает сайт Grekomania.
В нём приняли участие руководители языковых центров и школ с изучением русского языка, преподавательский состав факультета славистики Афинского национального университета имени Каподистрия, а также греческие русисты и российские соотечественники.
Семинар провела кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), разработчик и куратор программы бакалавриата «Русский язык и межкультурная коммуникация» Светлана Евграфова.
В рамках мероприятия были обсуждены современные актуальные проблемы языкового обучения детей-билингвов. Кроме того, С.М. Евграфова дала преподавателям русского языка методические рекомендации по многим аспектам учебного процесса.
Семинар был организован представительством Россотрудничества в Греции и Центром русского языка и культуры «Миръ», при поддержке Координационного Совета российских соотечественников в Греции.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»