Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Президент пообещал Наталье Солженицыной вернуть уроки литературы в школу
07.11.2012
В понедельник, 5 ноября, Владимир Путин встретился с Натальей Солженицыной. Глава государства обсудил со вдовой писателя Александра Солженицына проблемы преподавания русского языка и литературы, сообщает Первый канал.
50 лет назад, в ноябре 1962 года, была опубликована повесть «Один день Ивана Денисовича», произведение, принёсшее Солженицыну мировую славу. Уже более 20 лет повесть входит в обязательную школьную программу.
Наталья Солженицына считает, что «"Ивана Денисовича" необходимо изучать как лекарство против беспамятства. Потому что беспамятство – это всё-таки болезнь слабого человека, слабого общества и слабого государства. Потому что помнить нужно и хорошее, и плохое, обязательно, иначе мы хромать будем».
По её словам, «Ивана Денисовича» изучают в школьной программе уже давно, а с «Архипелагом ГУЛАГом» дела обстоят хуже.
– Его поставили в 11-й класс весной, а сейчас весной в глазах у школьников и учителей ЕГЭ и больше ничего. Литература вообще не входит в ЕГЭ, кроме тех, кто поступает на филфак, – отметила президент Русского общественного фонда Александра Солженицына.
Она также пожаловалась на то, что часы литературы в школе сократили с пяти до двух.
– Язык культуры – это самое главное, конечно. Но сейчас такие непростые процессы идут в сфере образования, поэтому я думаю, что нужно вернуться к этому ещё. Вы знаете, навязывать сверху – это всё-таки неправильно. Нужно, чтобы профессиональное сообщество само решало, – отметил президент.
Наталья Солженицына заверила, что всё профессиональное гуманитарное сообщество «воет и плачет» и хочет, чтобы вернули часы литературы в школы. Владимир Путин предложил обсудить этот вопрос с министерством образования.
Наталья Романова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»