Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Российские профессора дадут советы учителям-русистам Таджикистана
24.10.2012
Со 2 по 6 ноября в Согдийской области Таджикистана при поддержке посольства России пройдёт семинар-практикум для учителей русского языка и литературы, который будут вести представители Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина из Москвы, сообщает Avesta.tj.
Мероприятие проводит Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
В ходе семинара будут рассмотрены проблемы преподавания русского языка в билингвальной среде в рамках федеральной целевой программы «Русский язык 2011-2015». Семинар также будет включать чтение лекций по вопросам инновационных технологий при обучении русскому языку как неродному в школах, а также мастер-классы и круглый стол по проблематике семинара.
В программу семинара включены такие темы, как практикум по проблемам преподавания русского языка в билингвальной среде, современные технологии в преподавании русского языка как иностранного. Также предусмотрен семинар-практикум для национальных учителей-русистов начальной и основной школы.
Дмитрий Ерусалимский, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»