Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Госдума приняла в первом чтении законопроект об образовании
18.10.2012
17 октября Государственная дума приняла в первом чтении законопроект «Об образовании в РФ», по которому устанавливается чёткая система уровней образования от дошкольного до послевузовского, сохраняется ЕГЭ, сообщает РИА «Новости».
Законопроект заменит два базовых закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В новом документе будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное – начальное, среднее, высшее и дополнительное.
Работа над проектом закона началась ещё в 2009 году. Первая рабочая версия была размещена на сайте Минобрнауки России в мае 2010 года и вызвала большой резонанс как в профессиональном сообществе, так и среди граждан России.
– Этот закон напрямую затрагивает интересы порядка 40 миллионов наших граждан: учеников, их родителей, учителей, преподавателей – всех тех, кто так или иначе вовлечён в образовательный процесс, – сказал глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, выступая в среду на заседании Госдумы, посвящённом первому чтению законопроекта.
Министр отметил, что ведомство получило за два года обсуждения проекта закона свыше 20 тысяч замечаний, причём не только от представителей профессионального сообщества, но и от родителей, учащихся, работодателей, представителей власти. «Это позволяет утверждать, что фактически новый закон "Об образовании" написан самими гражданами», – отметил Ливанов.
В документе впервые на законодательном уровне закреплён особый статус педагогических работников.
– Мы понимаем, что человек, который принимает решение стать учителем, чувствует в этом своё призвание. Мы убеждены, что он имеет право на достойную зарплату, комфортные условия работы и поддержку со стороны государства. Новый закон отражает такое понимание роли учителя в обществе, – заявил министр.
Законопроект не только сохраняет, но и расширяет государственные гарантии бесплатного образования. За каждым гражданином сохраняется право на бесплатное дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование, а на конкурсной основе – на высшее.
Ещё одна актуальная новация закона – развитие в стране инклюзивного образования для людей с инвалидностью.
– Мы исходим из того, что лучшее место для таких учеников – вместе со всеми остальными. Образовательная система ни в коем случае не должна изолировать детей с ограниченными возможностями, – уверен глава Минобрнауки.
Помимо новаций, в документе сохранён и тот позитивный опыт, который был накоплен в сфере образования за последние двадцать лет, отмечают разработчики. В частности, речь идёт о сохранении Единого государственного экзамена.
Наталья Романова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»